История колесных дисков. Про качество и надежность
3 апреля 2017
На вопрос, когда человек изобрел колесо, наверное, никто не даст правильный ответ. Но то, что это одно из гениальных изобретений человечества никто и отрицать не будет. Это изобретение используется во всех отраслях техники, в том числе и в автомобилестроении. Этой отрасли не более 150 лет. За этот короткий промежуток времени и сами автомобили, и колеса, на которых они передвигаются, претерпели большие изменения.
В 1927 году колеса на Ford T были заменены на стальные
Изначально колесо было деревянным. Затем дерево заменили низкоуглеродистой сталью, и, лишь в 1954 году, итальянцы, наряду со сталью, для изготовления автомобильных колес стали использовать алюминиевые сплавы. Изначально легко-сплавные колеса использовались только для спортивных автомобилей. В дальнейшем такие колеса стали эксплуатироваться в повседневной жизни на легковых и грузовых автомобилях.
1991 год - первое производство алюминиевых колес в CCCP
Первое производство по изготовлению алюминиевых колес в СССР было освоено в 1991 году на ВИЛСе (Всесоюзный Институт Легких Сплавов) - горячая объемная штамповка и в МАДИ (Московский Авто-Дорожный Институт) - литье под низким давлением. К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин, ни одно из этих производств к настоящему времени не сохранились.
В период перестройки, когда металлургическая промышленность переходила на рыночные отношения, производство колес было освоено на БКМПО (Бело-Калитвинское Металлургическое Производственное Объединение), КУМЗ (Каменск Уральский Металлургический Завод), ВСМПО (Верхне- Салдинское Металлургическое Производственное Объединение), СМК ( Ступинский Металлургический Комбинат), КРАМЗ ( Красноярский Металлургический Завод), САМЕКО (Самарская Металлургическая Компания) - производство колес методом горячей объемной штамповки, КУЛЗ (Каменск Уральский Литейный завод), БЛМЗ (Балашихинский Литейно- Механический Завод) - производство литых колес. Появляются самостоятельные производства по изготовлению литых колес: ПРОМА (г.Москва); VICOM (г.Каменск Уральский); АЗОВ-ТЭК (г. Азов); КиК ( г. Красноярск); СКАД (г. Дивногорск). Три последних завода являются самыми крупными заводами в России по производству литых алюминиевых колес. Объем производства каждого составляет более 1,5 млн. колес в год.
Наряду с отечественными колесами, на российский рынок импортируются колеса из Германии, Италии и др. стран. С развитием экономики Китая, продукция этого государства, в том числе и колесная, завоевывает мировой рынок. Россия не является исключением. Дешевые колеса для автомобилей китайского производства заполонили российский рынок. Напрашивается вопрос: «Почему эти колеса дешевле аналогичных колес, произведенных в Германии, Италии, России и др. странах?» Цена на алюминий, электроэнергию, покрасочные и другие расходные материалы, используемые в производстве колеса для всех производителей примерно одинакова. Давно канули в лету времена, когда в Китае были низкие заработные платы в производственном секторе экономики. Кроме этого, существует пятипроцентная таможенная пошлина на импортируемые колёса (ну и, разумеется, НДС). Транспортные расходы для перевозки продукции из Китая выше, чем транспортировка из Германии или по территории России. Поэтому удешевление цены может быть только за счет качества: сплав, не обеспечивающий допустимые механические характеристики; уменьшение объема покрасочного слоя и т.п. Конечно, нельзя говорить, что вся продукция из Китая низкого качества, но если цена на 15" алюминиевое колесо в розничной торговле составляет меньше 2300 рублей, то покупатель должен задуматься о качестве покупаемого товара. Так как качество колеса в автомобиле гарантирует безопасность водителю и пассажирам.
Колесо является элементом повышенной опасности в автомобиле и, поэтому, оно подлежит испытаниям по ГОСТ Р 52390-2005 и сертификации. В соответствии с ГОСТ Р 52390-2005 испытания включают несколько этапов: определение усталостной прочности при изгибе с вращением; определение усталостной прочности при динамической радиальной нагрузке; определение сопротивления колеса удару под углами 13 и (или) 30 градусов; испытания на коррозионную стойкость для колес из магниевых сплавов. Эти испытания полностью соответствуют испытаниям, которые проводятся в Германии. Поэтому на импортную колесную продукцию, имеющую немецкий сертификат TUV, российские органы по сертификации выдают сертификат РФ без проведения дополнительных испытаний. При наличии сертификатов, отличных от TUV, для получения российского сертификата соответствия необходимо проведение дополнительно тех испытаний, которые приведут их в соответствие с ГОСТом РФ.
Следует отметить, что сертификат на колесо выдается под ту нагрузку, которую заявил производитель. В сертификате и на самом колесе, помимо геометрических параметров колеса, должна быть отражена максимальная допустимая нагрузка. Если этого параметр не зафиксирован в сертификате, то применимость данного колеса к автомобилю сомнительна, т.к. максимально допустимая нагрузка на колесо может оказаться меньше максимально допустимой нагрузки, предусмотренной в автомобиле и указанной в свидетельстве о регистрации транспортного средства. И это несоответствие, как правило приводит, к трагическим последствиям.
В начале легко-сплавного колесного производства в России насчитывалось не более десятка организаций, которые имели право испытывать и выдавать сертификат на колесную продукцию. Например, в Москве право испытания и выдачи сертификата соответствия имели НАМИ (Научно-исследовательский Автомобильный и Автомоторный Институт) и МАДИ. На получение сертификата требовался не один месяц работы. В основном, это время тратилось на многочисленные испытания, предусмотренные ГОСТом. При этом, потребитель имел возможность гарантированно приобрести качественную колесную продукцию для автомобиля.
К сожалению, сейчас эти традиции утрачены. Появилась многочисленная армия компаний (более 3000 только в Москве и Московской обл.), имеющих лицензию на выдачу сертификатов РФ. С одной стороны это хорошо - нет монополии на этот вид деятельности. Но, с другой стороны, получая сертификат за 15 минут без предварительных испытаний продукции, в котором не указана допустимая нагрузка на колесо, никто не может гарантировать безопасность этого изделия во время его эксплуатации. Следует отметить, что количество независимых испытательных лабораторий не увеличилось и, если гипотетически предположить, что все импортируемые в Россию колеса, не имеющие сертификат TUV, были бы подвержены испытаниям, то потребовалось не одно десятилетие для того, чтобы эти колеса нашли своего покупателя в России.
В США до недавнего времени отсутствовали органы по сертификации. Каждая компания, выпускающая ту и (или) иную продукцию была обязана самостоятельно проводить все виды испытаний, обеспечивающих безопасность потребителя и выдавать на свою продукцию соответствующий документ. Соответствующие проверяющие органы США имеют право выборочно изымать из розничных и оптовых сетей единичные виды продукции для проведения контрольных испытаний. Если в результате такой проверки выявлены несоответствия по качеству продукции, заявленным производителем, то данный товар не подлежит продажи на всей территории США, а на производителя накрадывается штраф. С появлением органов сертификации все меры контроля сохранены.
В Германии помимо сертификата TUV, Министерством транспорта на колесо выдается сертификат КВА, который разрешает применимость данного колеса по всем параметрам, включая и нагрузку на колесо, для конкретных автомобилей. К сожалению, в России таких норм нет. В России, наверное, единственный завод - СКАД, продукция которого амологирована сертификатом КВА такими производителями автомобилей как Ford, Volkswagen, Mitsubishi, Nissan, Renault и других автогигантов.
Стоимость испытаний в России колеблется от 2,5 до 4 тысяч долларов на колесо, в Германии эта цена на порядок выше. Наверное, поэтому китайские колеса не имеют TUV и не поставляются ни в Германию, ни во многие европейские страны, т.к. стоимость испытаний и сертификата TUV так отразились бы на себестоимость китайской продукции,, что она не смогла бы конкурировать по цене и качеству с аналогичными европейскими колесами. Таким образом, европейские страны защищают не только своего производителя, но и потребителя от нередко сомнительной продукции. В России китайские колеса сертифицируют по ISO(сертификат на производство- не на продукцию!!!), при этом ответственность за проданное колесо ложится только на продавца, т.к сертификационные органы без испытаний в сертификате не отражают максимально допустимую нагрузку, а производитель зачастую не указывает её на колесе.
К сожалению, можно предположить, что такое положение не только в колесном бизнесе. Нередко мы сталкиваемся с китайскими игрушками, не имеющими медицинский сертификат безопасности, с продуктами питания. произведенными по ТУ, которое сам производитель и составил и т.д., а органы, которым государство доверило контролировать производителя и импортера не всегда добросовестно осуществляют этот контроль.
Видимо, наследие советского периода приучило российского покупателя безоговорочно доверять тому, что пишет на своей продукции производитель и сертификационным органам, которые без испытаний выдают сертификаты на эту продукцию, не задумываясь о своей безопасности.
Поэтому перед приобретением того или иного товара, особенно автомобильныхколёс - от этого зависит, как ни странно, Ваша жизнь, рекомендуем предварительно собрать и изучить информацию о производителе и отзывы о покупаемой продукции.
доц., к.т.н. А.М. Вахромеев (МАДИ)
доц., к.т.н. В.В. Кучеряев (НИТУ МИСиС)
В 1927 году колеса на Ford T были заменены на стальные
Изначально колесо было деревянным. Затем дерево заменили низкоуглеродистой сталью, и, лишь в 1954 году, итальянцы, наряду со сталью, для изготовления автомобильных колес стали использовать алюминиевые сплавы. Изначально легко-сплавные колеса использовались только для спортивных автомобилей. В дальнейшем такие колеса стали эксплуатироваться в повседневной жизни на легковых и грузовых автомобилях.
1991 год - первое производство алюминиевых колес в CCCP
Первое производство по изготовлению алюминиевых колес в СССР было освоено в 1991 году на ВИЛСе (Всесоюзный Институт Легких Сплавов) - горячая объемная штамповка и в МАДИ (Московский Авто-Дорожный Институт) - литье под низким давлением. К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин, ни одно из этих производств к настоящему времени не сохранились.
В период перестройки, когда металлургическая промышленность переходила на рыночные отношения, производство колес было освоено на БКМПО (Бело-Калитвинское Металлургическое Производственное Объединение), КУМЗ (Каменск Уральский Металлургический Завод), ВСМПО (Верхне- Салдинское Металлургическое Производственное Объединение), СМК ( Ступинский Металлургический Комбинат), КРАМЗ ( Красноярский Металлургический Завод), САМЕКО (Самарская Металлургическая Компания) - производство колес методом горячей объемной штамповки, КУЛЗ (Каменск Уральский Литейный завод), БЛМЗ (Балашихинский Литейно- Механический Завод) - производство литых колес. Появляются самостоятельные производства по изготовлению литых колес: ПРОМА (г.Москва); VICOM (г.Каменск Уральский); АЗОВ-ТЭК (г. Азов); КиК ( г. Красноярск); СКАД (г. Дивногорск). Три последних завода являются самыми крупными заводами в России по производству литых алюминиевых колес. Объем производства каждого составляет более 1,5 млн. колес в год.
Наряду с отечественными колесами, на российский рынок импортируются колеса из Германии, Италии и др. стран. С развитием экономики Китая, продукция этого государства, в том числе и колесная, завоевывает мировой рынок. Россия не является исключением. Дешевые колеса для автомобилей китайского производства заполонили российский рынок. Напрашивается вопрос: «Почему эти колеса дешевле аналогичных колес, произведенных в Германии, Италии, России и др. странах?» Цена на алюминий, электроэнергию, покрасочные и другие расходные материалы, используемые в производстве колеса для всех производителей примерно одинакова. Давно канули в лету времена, когда в Китае были низкие заработные платы в производственном секторе экономики. Кроме этого, существует пятипроцентная таможенная пошлина на импортируемые колёса (ну и, разумеется, НДС). Транспортные расходы для перевозки продукции из Китая выше, чем транспортировка из Германии или по территории России. Поэтому удешевление цены может быть только за счет качества: сплав, не обеспечивающий допустимые механические характеристики; уменьшение объема покрасочного слоя и т.п. Конечно, нельзя говорить, что вся продукция из Китая низкого качества, но если цена на 15" алюминиевое колесо в розничной торговле составляет меньше 2300 рублей, то покупатель должен задуматься о качестве покупаемого товара. Так как качество колеса в автомобиле гарантирует безопасность водителю и пассажирам.
Испытание колес по ГОСТ Р 52390-2005
Колесо является элементом повышенной опасности в автомобиле и, поэтому, оно подлежит испытаниям по ГОСТ Р 52390-2005 и сертификации. В соответствии с ГОСТ Р 52390-2005 испытания включают несколько этапов: определение усталостной прочности при изгибе с вращением; определение усталостной прочности при динамической радиальной нагрузке; определение сопротивления колеса удару под углами 13 и (или) 30 градусов; испытания на коррозионную стойкость для колес из магниевых сплавов. Эти испытания полностью соответствуют испытаниям, которые проводятся в Германии. Поэтому на импортную колесную продукцию, имеющую немецкий сертификат TUV, российские органы по сертификации выдают сертификат РФ без проведения дополнительных испытаний. При наличии сертификатов, отличных от TUV, для получения российского сертификата соответствия необходимо проведение дополнительно тех испытаний, которые приведут их в соответствие с ГОСТом РФ.
Следует отметить, что сертификат на колесо выдается под ту нагрузку, которую заявил производитель. В сертификате и на самом колесе, помимо геометрических параметров колеса, должна быть отражена максимальная допустимая нагрузка. Если этого параметр не зафиксирован в сертификате, то применимость данного колеса к автомобилю сомнительна, т.к. максимально допустимая нагрузка на колесо может оказаться меньше максимально допустимой нагрузки, предусмотренной в автомобиле и указанной в свидетельстве о регистрации транспортного средства. И это несоответствие, как правило приводит, к трагическим последствиям.
В начале легко-сплавного колесного производства в России насчитывалось не более десятка организаций, которые имели право испытывать и выдавать сертификат на колесную продукцию. Например, в Москве право испытания и выдачи сертификата соответствия имели НАМИ (Научно-исследовательский Автомобильный и Автомоторный Институт) и МАДИ. На получение сертификата требовался не один месяц работы. В основном, это время тратилось на многочисленные испытания, предусмотренные ГОСТом. При этом, потребитель имел возможность гарантированно приобрести качественную колесную продукцию для автомобиля.
К сожалению, сейчас эти традиции утрачены. Появилась многочисленная армия компаний (более 3000 только в Москве и Московской обл.), имеющих лицензию на выдачу сертификатов РФ. С одной стороны это хорошо - нет монополии на этот вид деятельности. Но, с другой стороны, получая сертификат за 15 минут без предварительных испытаний продукции, в котором не указана допустимая нагрузка на колесо, никто не может гарантировать безопасность этого изделия во время его эксплуатации. Следует отметить, что количество независимых испытательных лабораторий не увеличилось и, если гипотетически предположить, что все импортируемые в Россию колеса, не имеющие сертификат TUV, были бы подвержены испытаниям, то потребовалось не одно десятилетие для того, чтобы эти колеса нашли своего покупателя в России.
В США до недавнего времени отсутствовали органы по сертификации. Каждая компания, выпускающая ту и (или) иную продукцию была обязана самостоятельно проводить все виды испытаний, обеспечивающих безопасность потребителя и выдавать на свою продукцию соответствующий документ. Соответствующие проверяющие органы США имеют право выборочно изымать из розничных и оптовых сетей единичные виды продукции для проведения контрольных испытаний. Если в результате такой проверки выявлены несоответствия по качеству продукции, заявленным производителем, то данный товар не подлежит продажи на всей территории США, а на производителя накрадывается штраф. С появлением органов сертификации все меры контроля сохранены.
В Германии помимо сертификата TUV, Министерством транспорта на колесо выдается сертификат КВА, который разрешает применимость данного колеса по всем параметрам, включая и нагрузку на колесо, для конкретных автомобилей. К сожалению, в России таких норм нет. В России, наверное, единственный завод - СКАД, продукция которого амологирована сертификатом КВА такими производителями автомобилей как Ford, Volkswagen, Mitsubishi, Nissan, Renault и других автогигантов.
Стоимость испытаний в России колеблется от 2,5 до 4 тысяч долларов на колесо, в Германии эта цена на порядок выше. Наверное, поэтому китайские колеса не имеют TUV и не поставляются ни в Германию, ни во многие европейские страны, т.к. стоимость испытаний и сертификата TUV так отразились бы на себестоимость китайской продукции,, что она не смогла бы конкурировать по цене и качеству с аналогичными европейскими колесами. Таким образом, европейские страны защищают не только своего производителя, но и потребителя от нередко сомнительной продукции. В России китайские колеса сертифицируют по ISO(сертификат на производство- не на продукцию!!!), при этом ответственность за проданное колесо ложится только на продавца, т.к сертификационные органы без испытаний в сертификате не отражают максимально допустимую нагрузку, а производитель зачастую не указывает её на колесе.
К сожалению, можно предположить, что такое положение не только в колесном бизнесе. Нередко мы сталкиваемся с китайскими игрушками, не имеющими медицинский сертификат безопасности, с продуктами питания. произведенными по ТУ, которое сам производитель и составил и т.д., а органы, которым государство доверило контролировать производителя и импортера не всегда добросовестно осуществляют этот контроль.
Видимо, наследие советского периода приучило российского покупателя безоговорочно доверять тому, что пишет на своей продукции производитель и сертификационным органам, которые без испытаний выдают сертификаты на эту продукцию, не задумываясь о своей безопасности.
Поэтому перед приобретением того или иного товара, особенно автомобильныхколёс - от этого зависит, как ни странно, Ваша жизнь, рекомендуем предварительно собрать и изучить информацию о производителе и отзывы о покупаемой продукции.
доц., к.т.н. А.М. Вахромеев (МАДИ)
доц., к.т.н. В.В. Кучеряев (НИТУ МИСиС)
- Комментарии
Загрузка комментариев...